Пожалуй, логичнее всего было бы проводить специализированные "собачьи торги" в Лондоне, а не в Нью-Йорке -- пристрастие англичан к собакам общеизвестно. Однако по давней традиции Международный аукционный дом Bonhams проводит свои ежегодные торги на собачью тему в Нью-Йорке. Обычный состав такого аукциона -- это живопись (охотничьи и жанровые сценки с участием собак), немного графики, фарфоровая и бронзовая скульптура. И вот тут-то, конечно, преобладают английские мастера.
Но на сей раз аукцион получился просто выдающимся. Кроме картин с изображением ирландских сеттеров в полях и уипетов на кушетках, на торгах будут представлены настоящие раритеты.
Во-первых, коллекция собачьих портретов середины XIX века, сделанных в самых передовых техниках того времени -- дагерротипии, амбротипии и ферротипии. Эти предшественники фотографии отличаются основой, на которой проявлялось изображение, и, следовательно, стоимостью конечного продукта. Самыми дорогими (и полтора века назад, и сейчас) являются дагерротипы, где изображение появляется на отполированной серебряной пластинке. Три дагерротипа собачек середины XIX века в рамках оценены в $3-5 тыс. Амбротипия (когда изображение появлялось на стеклянной пластинке) стала дешевым заменителем дагерротипа. Правда, изображение получалось негативным, но если перевернуть пластинку "лицом вниз" и положить в специальную коробочку на черный бархат -- все выглядело отлично. В ферротипии, или тинтайпе, основой служил лист железа или олова; сидящие и лежащие собачки наших прапрабабушек в этих техниках оценены по $1,5-2,5 тыс. Одно совершенно непонятно -- все эти древние способы фотографии требовали чудовищной экспозиции, не меньше четверти часа. Как можно заставить собачку сидеть неподвижно так долго?
Второй выдающийся раздел предстоящих торгов -- это частная коллекция собачьих ошейников, наверное, самая большая в мире. В ней представлены ошейники с XVI по середину XX века, самых разных видов, назначений и форм.
Самый старый ошейник в коллекции -- немецкий, XVI века. Он похож на орудие пытки -- утыкан железными шипами; однако эти шипы направлены наружу и должны были защищать горло псов, охотничьих или пастушьих, от волчьих зубов. Этот ошейник оценен в $3-5 тыс. Немецкий железный ошейник XVII века снабжен рядом дырочек, чтобы его можно было застегнуть туже или слабее ($2,5 -3,5 тыс.) Собаки аристократов носили не грубые железные, а тонкие серебряные ошейники; в XVIII веке для нежных комнатных собачек ошейники стали отделывать мягкой кожей.
В XIX веке в Англии были очень популярны собачьи состязания и выставки. Серебряный ошейник спаниеля-чемпиона, с гравировкой и миниатюрным замочком, оценен в $4-6 тыс. Один из самых дорогих -- широкий кожаный ошейник Викторианской эпохи (для какой-то длинношеей небольшой собаки, наверное, для уипета или левретки), он украшен серебряными пластинами с гравировкой в барочном духе (эстимейт $5-7 тыс.)
Французские ошейники напоминают металлические браслеты -- они гладкие, или из разной формы звеньев, или даже украшены стеклянными вставочками "под драгоценные камни". Их стоимость колеблется от $300 до $600. Есть на аукционе даже собачьи пальтишки, причем не простые -- из гардероба любимого мопса герцогов Виндзорских ($1,5-2,5 тыс. за три штуки). Завершается уникальная коллекция американскими кожаными ошейниками со специальным кармашком, времен второй мировой войны -- их носили служебные собаки-связные ($1-1,5 тыс. за два ошейника).
Пуговицы с собачьими мордочками, дверная ручка в виде головы бульдога, трости с фигурными ручками, даже совок для угля с изображением пса -- все это дополняет аукцион.
Последний раздел на торгах -- это живопись самого разного уровня. Дороже всего -- картины самого прославленного британского "собачьего" художника Джона Эммса (1843-1912); его большое полотно со сворой отдыхающих на соломе фоксхаундов стоит $60-80 тыс. В ту же сумму оценена картина Джеймса Харди (1832-1889) под названием "Первое октября" -- три охотничьи собаки около корзины с битой дичью.
КоммерсантЪ