России грозит "некоммерческая" катастрофа

России грозит "некоммерческая" катастрофа

Государственная дума приняла в первом чтении ряд поправок к законам "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях". Смысл документов состоит в ужесточении контроля за некоммерческими организациями (НКО) и объединениями, полном запрете деятельности представительств иностранных организаций и перерегистрации всех НКО на территории России (это порядка 700 тыс. организаций).

Поправки уже вызвали негативную реакцию самих некоммерческих организаций и целого ряда экспертов. Негативное заключение документ получил даже из Минэкономразвития, которое напомнило депутатам, что вклад НКО в ВВП страны соразмерен вкладу крупного субъекта Федерации. А президентского проекта удвоения ВВП к 2010 г. никто не отменял.

Вооружившись диктофоном, я отправился за комментариями в самое "логово врага" (если следовать логике законодателей) – в российское представительство одного из крупнейших британских благотворительных фондов СAF Russia. Менеджер фонда по связям с общественностью Кирилл Ежов говорит: "Не сказать, что мы в панике, но никто пока не понимает, чем вызвана тотальная строгость в отношении всех благотворительных организаций". Ситуация тем более запутана, что на встрече с представителями бизнеса и крупных западных фондов 4 ноября Путин высказался в том плане, что в 2006 г. отношениям государства, социально ответственного бизнеса и благотворительных организаций будет дан новый импульс.

В чем конкретно состоит суть новшеств? Во-первых, ранее для НКО существовал уведомительный порядок регистрации, при котором вы можете выступать от имени организации, но регистрировать вам ее необязательно. Вполне справедливо, потому организации по природе своей разные. Гипотетическое Общество любителей хомячков города N могло неопределенно долго собираться у кого-нибудь на квартире и любить этих зверьков без лишних бюрократических процедур. Теперь регистрироваться необходимо всем, причем в годичный срок. Определен единственный орган регистрации – Росрегистрация. Можно смело прогнозировать завал работы в наступающем году и рекордное увеличение уровня коррупции среди регистраторов. Ведь наши люди, чтобы по полгода в очередях не стоять, "понесут"...

Во-вторых, в проектах фактически отменяется презумпция невиновности для НКО. На основе заключения чиновника, а не суда, будет выноситься решение об отказе в регистрации или ее продлении. Чиновник на глаз определит, поддерживает ли то или иное НКО терроризм или экстремизм, отмывает ли оно деньги и т.п. Представляете, какие перед этим чиновником откроются возможности! Причем в России уже есть целый корпус законов по борьбе с терроризмом и отмыванием денег, а также структуры для борьбы с ними.

В-третьих, сотрудники Росрегистрации обязаны теперь присутствовать на мероприятиях НКО. К чему эта норма и как она реализуема на практике, также непонятно. Вот, у оленеводов Ямала тоже есть свои ассоциации. Так что теперь, сотрудники Росрегистрации будут кочевать вместе с оленеводами, чтобы присутствовать на их мероприятиях у дальнего стойбища?

В-четвертых, ужесточается отчетность НКО. В законопроекте предусмотрено, что организации обязаны по первому требованию выдавать Росрегистрации все документы и раз в год отчитываться перед ней. Раньше НКО отчитывались только перед Налоговой службой.

В-пятых, иностранным гражданам отныне запрещается выступать соучредителями НКО или быть их руководителями. Говорят, власти боятся финансирования "оранжевых революций" и перестраховываются. Однако зачем причесывать всех под одну гребенку? Да, есть фонды, финансирующие программы развития демократии в России, деятельность которых можно отнести к политической, но основная часть зарубежных НКО занимается благотворительностью.

Особенно в этой ситуации пострадают небольшие фонды, чьими учредителями выступают зарубежные частные лица. А они зачастую в одиночку делают то, что не сподобилось сделать наше государство. Вот данные Справки по благотворительным организациям с иностранным участием, работающим в России (справку можно найти в ресурсных центрах НКО в России). Приведу лишь несколько примеров.

Благотворительный фонд "Даунсайд АП". На данный момент единственная в России организация, предоставляющая реабилитационные программы для детей от 0 до 8 лет с синдромом Дауна и их семей. Оказывает услуги 650 семьям из 45 регионов России. Ежегодно обучает 1,5тыс. специалистов. Деятельность организации, это официально подтверждено, привела к снижению уровня отказов родителей от детей с синдромом Дауна в Москве на 20-25%.

"Детские деревни SOS". Единственная в России организация, утверждающая особый тип детского дома – поселение, в котором для детей-сирот создается полноценная семейная обстановка. За 10 лет организовала работу 10 деревень и 5 домов молодежи, где живут и учатся более 300 детей.

"Перспектива". За 8 лет работы реализовала более 30 благотворительных проектов в сфере трудоустройства и образования для инвалидов в 19 регионах РФ. Общее число охваченных инвалидов превысило 50 тыс. человек. "Перспектива" ведет в школах "Уроки доброты", посвященные пониманию проблем инвалидности здоровыми людьми.

Примеров сотни. И все подобные организации вынуждены будут либо пройти процесс преобразований в чисто российские – либо закрыться. Еще неизвестно, захотят ли на это пойти их западные учредители. Они ведь не только в России работают, но несносные условия им организуют только у нас. Кстати говоря, нигде в мире подобных законов об НКО нет. Исключение составляет сходный закон о некоммерческих организациях в Республике Беларусь, принятый 5 лет назад. Это к вопросу о векторе развития страны.

И еще о деньгах. Крупные фонды приносят много денежных средств в нашу экономику. Так, около 70% грантополучателей того же CAF Russia составляют государственные и муниципальные НКО России. Если, например, CAF уйдет из России, проиграет и государство в том числе.

Суммируя приведенные факты, можно сказать, что поправки в таком виде России на пользу не пойдут. А это значит, инициаторы законопроекта вольно или невольно работают против своей родины.

Утро.ру