Художник из Коста-Рики Гильермо Варгас по прозвищу «Абакук» привязал к стене художественной галереи бездомного пса. Его не поили и не кормили. А приходившие посетители должны были наблюдать за тем, как псина потихоньку умирает. Такой вот «перфоманс».
Большинство посетителей пытались уговорить Варгаса, чтобы он освободил несчастное животное. Но находились и те, кто восхищался необычным взглядом художника.
Собака в итоге умерла. Какое наказание светит молодому дарованию и накажут ли его вообще, не ясно. Зато известно, что Центральноамериканская Биеннале искусств предложила Варгасу в скором времени повторить перфоманс на выставке в Гондурасе.
Сам Варгас объяснил, что таким образом он обличает людские пороки – лицемерие и ханжество.
- Я хотел показать, что тысячи подобных несчастных, ни в чем неповинных созданий ежедневно умирают от голода и болезней, - заявил художник. - Например, неподалеку от моего дома в Сан-Хосе в Коста-Рике живет целая стая бродячих собак. И никому из прохожих и в голову не придет, помочь им, накормить и обогреть. И если вы, придя на мою выставку, называете меня садистом, то вы лицемерите! Почему тогда вы не помогаете бездомным собакам? А эта собака была больной и в любом случае умерла бы на улице.
Шокированные живодером люди собирают подписи под петицией руководству Биеннале с требованием запретить Варгасу убивать животных. Собрано уже более миллиона подписей.
КСТАТИЕще они едят кошек и фотографируют отрезанные головы кроликов
Не менее жестоким оказался и коллега Варгаса, испанский художник Вильям Лопес. Ярый концептуалист живьем ест кошек. Правда, делает он это на пленере, без посторонних глаз. Зато затем выставляет свои фото на всеобщее обозрение в Интернете. Испанская полиция до сих пор никак не отреагировала на такое проявление «тяги к творчеству».
Не отстает и Россия. Недавно в столичной галерее Айдан Салаховой проходила выставка «Натюрморты» Натальи Эденмонт. На ее фотографиях - отрезанные головы кроликов, мышей и котов. Галерейщица со стажем Салахова считает, что фотографии отражают реальность: мы ведь едим яичницу, рыбу, мясо, тогда почему все то же, но запечатленное на фотопленку, вызвало такую негативную реакцию?»
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖАПро уродов и собак
Любителям поспорить о том, что искусству все позволено, - фигня все это. Варварство - интереснейшая штука. Гильотина - забавнейшее изобретение. Атомная бомба стоит Нобелевской премии. Только все это не искусство.
И придурок Гильермо Варгас «Абакук» - придурок. А вот посетители этого перфоманса - странный народ. Я много чего плохого знаю о России, но абсолютно уверен, что в моей стране нашелся бы человек, а скорее всего, целая толпа, которая бы освободила несчастного пса, наплевав на охрану и вышеуказанного придурка. Равно как и на высокохудожественную ценность этого представления. Хотел бы сказать, что кое-кому надо Достоевского читать. Про слезу ребенка там... А потом понял - кое-кому бесполезно.
Художник действительно не должен иметь рамки в своих мыслях. Гений способен видеть то, что другим видеть не дано.
Но я отказываю в слове «художник» тому, кто может наступить на горло человеку или убить собаку. Просто так - для шока.
Ребята, создающие свои поделки из дерьма, скульпторы, работающие с мертвыми человеческими телами, голые «художники» в деревянных клетках и умерщвляющие собак «перфомансеры» - на самом деле не имеющие никаких моральных рамок халтурщики.
Шок сам по себе - сильный раздражитель. И чтобы научиться им пользоваться, большого ума не надо. Впрочем, его и нет, ума-то...
Павел САДКОВ"Комсомольская правда"