Владельцы зоомагазинов и поставщики животных и растений на российский рынок уверяют — торговля в кризисные времена идет так же бойко, как и прежде. Лишь увеличиваются цены на импортные товары и спрос на некоторые виды домашних питомцев.
По оценкам УК «Финам Менеджмент», примерный объем российского рынка зоотоваров составляет около 1,5 млрд долларов в год. «Наибольшую долю рынка — по разным оценкам от 50% до 80% — занимают различные корма для животных. Что касается товаров связанных с аквариумистикой, то в среднем они занимают около 10-15% в ассортименте стандартного магазина», — отметил в интервью BFM.ru аналитик компании Максим Клягин.
Спада продаж в зоомагазинах не наблюдается — участники рынка, опрошенные BFM.ru жалуются лишь, что снизился спрос на очень узкую группу товаров. Например, на «птичьем рынке» в Санкт-Петербурге заметили отток покупателей торговцы рептилиями. Змеи, игуаны и черепахи, видимо, не так хорошо спасают от стресса, как рыбки и грызуны.
Оптовый менеджер компании «Аквариумные системы» Ирина Никонова рассказала BFM.ru, что из-за кризиса продажи немного снизились, но никакого резкого спада не произошло: «Чуть меньше стали заказывать аквариумов для офисов. Также снизилась сумма среднего чека. Но в целом покупать товаров стали больше, правда, в недорогом ценовом сегменте — в кризис людям нужно отвлекаться от проблемных мыслей, и рыбки этому способствуют».
Ирина Никонова рассказала, что категорически не покупают только одну рыбу в их магазине — хищную метровую аравану, из семейства цихлид. Стоит она около 1,5 тысяч долларов и живет в 2-тонном аквариуме. Хотя цихлиды у аквариумистов сейчас пользуются огромной популярностью, не каждый может себе позволить держать дома огромный аквариум, больше похожий на бассейн. «Покупают, в основном, маленьких 10-12 сантиметровых хищников, и выращивают их сами. Чем больше аквариум — тем больше вырастет рыба, — говорит менеджер. — Еще одна новомодная тенденция: разведение морских и голландских аквариумов. Морские аквариумы бывают двух видов — рыбные аквариумы и морские рифы, где рыб нет, зато живут морские беспозвоночные, кораллы и креветки. Вырастить морской аквариум сложно, на это уходит несколько месяцев и обходится это недешево. В моду входят «голландские» аквариумы, в которых собирают рыб и растения из одной географической зоны».
Стоимость оформления самого простого пресноводного аквариума, включающая технические устройства, рыб, водоросли, работу дизайнера, обходится в 15-20 тысяч рублей. Цена модных «тематических» аквариумов — в разы выше. Зависит она от объема самого аквариума, стоимости оборудования, фамилии дизайнера. Один из самых знаменитых аквариумный дизайнеров — японец Такаши Амано. Он является автором множества книг, так что в России одна из самых модных новинок — аквариумы «под Амано».
Как рассказал BFM.ru владелец интернет-ресурса «Все зоомагазины Москвы» Егор Мальцев, в ноябре-декабре внезапно подскочил спрос на некоторые виды аквариумных рыбок из ценовой категории выше средней: «Это, конечно, личное наблюдение, но в тот период, когда активно заговорили о кризисе, покупатели стали брать рыб, которых раньше не могли себе позволить. Есть, например, сомики-«присоски», они все красивые, но различаются — и по размеру, и по цене. Раньше брали, в основном, маленьких, 10-рублевых. Сейчас чаще покупают побольше и покрасивее — рублей по 150-200. За ними нужен особый уход, и само их содержание обходится недешево. Но именно теперь, в кризис, наибольшим спросом пользуется «перуанская контрабанда» — лорикариевые сомы, которые хоть и запрещены к вывозу из Перу и Боливии, тем не менее, попадают на российский рынок совершенно легально через Германию и стоят в Москве от 500 до 1500 рублей».
По словам Егора Мальцева, не уходит мода на крупных хищников, таких, как скаты или арованы: «Такое чувство с середины ноября появилось, что людям деньги «жгут карман», и в рыбок они то ли пытаются вложить свою наличность, то ли с помощью аквариумов стараются отвлечься от кризисных мыслей», — делится наблюдениями эксперт. Пик продаж в 2008 году в зоомагазинах пришелся на конец декабря — по словам продавцов живности, люди очень охотно дарят своим домочадцам и близким друзьям небольших зверушек.
Мировой финансовый кризис большинство владельцев зоомагазинов оценили как явление позитивное. Чего невозможно было сказать о той финансовой катастрофе, которая произошла 10 лет назад: «1998 году мы почувствовали резкое снижение спроса на аквариумы, аквариумных рыб, а также на всякую живность вроде хомячков и морских свинок, — рассказала в интервью BFM.ru управляющая сетью магазинов «Капуцин» Ирина Королева. — Люди «поджались» и просто перестали покупать для себя маленькие развлечения. Сегодня мы никаких скачков не почувствовали, спрос на аквариумистику остался прежний. Очень охотно покупают мелких зверьков — хомяков, мышей, крыс. Наблюдается снижение спроса на крупных грызунов — шиншилл, морских свинок. Зато маленьких попугайчиков покупают с большим энтузиазмом, мы фиксируем неожиданное повышение спроса на 20-30%, но, к сожалению, таких позиций очень мало. По кормам ситуация стабильная, как брали, так и берут. А вот спрос на развлечения для домашних питомцев заметно снизился — стали меньше покупать игрушек для кошек и собак, дополнительные устройства для клеток с белочками и попугайчиками».
Что касается цен на зоотовары, то на аквариумных рыб они остаются прежними, то есть на уровне лета 2008 года. Цены в зоомагазинах на импортные корма, клетки для животных и аквариумистику растут пропорционально курсу валют, то есть сейчас поднялись на 20-30%. «Большая часть кормов производится в России. Однако, аксессуары в большинстве своем импортные. Полагаю, около 30% товаров приходится на долю импорта», — говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. То есть цены на живых «спасателей от кризиса» и средства ухода за ними будут колебаться в зависимости от курса рубля по отношению к иностранным валютам.
www.bfm.ru