Через 2-3 месяца может настать дефицит кормов для домашних животных американского производства. Снижение объемов поставок наблюдается уже сейчас: многие импортеры не смогли получить разрешение Россельхознадзора на ввоз продукции по новым правилам.
«К нам обращаются импортеры кормов для непродуктивных животных — это официальное название не-сельскохозяйственных животных: кошек, собак — с просьбой разобраться в ситуации на зоорынке, — рассказывает BFM.ru генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова. — Раньше для получения разрешения нужен был определенный набор документов, в том числе сертификат страны-производителя, справки. Теперь Россельхознадзор начал давать отказы в связи с тем, что предприятие-производитель должно быть включено в специальный реестр ведомства — по аналогии с продуктами питания для людей. Об этом реестре стало известно лишь в конце декабря 2008 года, когда предприниматели столкнулись с отказами. Сейчас они несут огромные убытки».
По числу домашних животных на душу населения Россия занимает второе место в мире после США. Почти каждая вторая российская семья (47-48%) держит домашнюю живность. Популярность кошек — вне конкуренции. Их, по разным оценкам, от 25 до 30 миллионов. Собак — 15-20 миллионов. И с каждым годом россияне готовы все больше денег тратить на своих любимцев.
Рынок кормов для домашних животных в России начал формироваться почти 20 лет назад. Его ежегодный прирост составляет 20-25%, то есть каждые 4-5 лет рынок кормов удваивается. В структуре расходов россиян на корма почти 4/5 приходится на кошачьи «сухарики» и консервы.
Российский рынок кормов для домашних животных оценивается в 1 млрд долларов. Более 70% занимает импорт. Крупнейшими поставщиками являются подразделения многонациональных корпораций — Nestle (торговые марки Alpo, Fancy Feast, Friskies, Mighty Dog, а также продукция Ralston Purina — Dog Chow, Pro Plan, Purina One), Heinz (9 lives, Amore, Gravy Train, Kibbles-n-Bits, Nature,s Recipe), Colgate-Palmolive (Hill,s Science Diet Pet Food), Mars (Kal Kan, Mealtime, Pedigree, Sheba, Waltham,s) и Nutro.
В пятерку крупнейших стран-импортеров входят Германия, Великобритания, Франция, Китай, США. Как отмечают в Союзе предприятий зообизнеса, столкнувшись с новыми требованиями российской стороны, американцы посчитали реестр избыточной мерой. «Америка пока отказывается формировать какие-либо списки, считая, что это нелепо — ведь речь идет не о кустарном, а о фабричном производстве кормов, где все и так под жесточайшим контролем», - говорит Татьяна Колчанова.
В Россельхознадзоре BFM.ru подтвердили, что с США действительно до сих пор проблема не разрешена. «От европейских ветслужб мы получили необходимые списки. С США, откуда много кормов поставляется на российский рынок, есть проблема. Они пока не дали списки без объяснения причин, — говорит BFM.ru пресс-секретарь Россельхознадзора Алексей Алексеенко. — У них сложная и многоуровневая система ветеринарного контроля, в которой есть свои дыры. Возможно, с этим связано. Хотя американская сторона заинтересована в решении проблемы — поставки в Россию у них значительны».
Россельхознадзор оформил 32 отказа в выдаче разрешения на ввоз кормов для домашних животных, 19 из них обусловлено отсутствием списков предприятий-производителей в США, Австралии, Новой Зеландии. Списки представили госветслужбы стран-членов ЕС, Канады, Таиланда, Бразилии.
«Мы контролируем импортеров всей поднадзорной продукции, которая требует и растениеводческого, и ветеринарного контроля. Любые корма — и для сельхозживотных, и для домашних, и мелких — к ней относятся. Нам должны быть известны все поставщики, — подчеркивает Алексеенко. — Наши инспекторы выезжают в страну поставщика, знакомятся с ветеринарной службой, инспектируют предприятия. Если в стране существует мощная служба, то мы, опираясь на их сертификаты, просто вносим предприятии в наш список».
«Мы пока не ощутили дефицита, и проблем с поставками кормов не испытываем,— отмечает в интервью BFM.ru представитель сети зоомагазинов «Зообум» (новое название сети «38 попугаев») Наталья. — С американскими кормами была проблема еще несколько лет назад, и с тех пор ничего для нас не изменилось. Некоторые американские марки кормов мы получаем, те, которые производятся на заводах в Голландии».
«Дефицит ощущается. У нас выпали несколько позиций, которые мы восполняем европейскими кормами. Возможно, трудно приходится владельцам животных. Ведь если марка была много лет на рынке, и не одна собака сидит на этом корме, то животное может отказываться есть что-то другое, — отмечает BFM.ru представитель сети столичных зоомагазинов «Бетховен». — Американские корма премиум-класса – те же Diamond, Pro Pack — дешевле европейских аналогов. Но рынок большой, предложений много: немецкие, чешские корма».
Все опрошенные BFM.ru представители зообизнеса отмечают, что в связи с девальвацией рубля стоимость импортных кошачьих и собачьих кормов выросла более чем в полтора раза. Например, пятнадцатикилограммовый пакет элитного корма Hilt,s вместо 3 тысяч рублей стоит 5 тысяч. И если москвичи пока массово не отказывают своим четвероногим в привычной еде, в регионах наметилась тенденция к смещению спроса в более дешевые ценовые сегменты, отмечают эксперты.
Как отмечают участники рынка, некоторое падение спроса в условиях кризиса в столице пока компенсируется бурным ростом цен на импортные корма. Российские производители сейчас в более выгодном положении, чем их зарубежные коллеги, однако вряд ли они смогут воспользоваться этой ситуацией. Объемы производства слишком малы, отмечают эксперты.
«Неплохие российские консервы, например, «Зоогурман», «Цезарь», могут составить достойную конкуренцию импортным маркам, — говорит BFM.ru представитель сети «Бетховен». — Но вот сухие корма вряд ли будут конкурентоспособны. Сейчас развивают производство в России зарубежные корпорации — та же Mars производит на местном сырье корма Pedigree и Chappi».
По результатам 2008 года рост российского рынка кормов для животных был рекордным — прирост составил 36,5%. «Мы предполагаем, что рост рынка в 2009 году будет продолжаться. Наибольший рост в 2008 году показали два сегмента рынка: сухие кома для кошек и однопорционные влажные корма для кошек», - сообщила Яна Михайлова, управляющая бизнесом «Нестле Пурина ПетКер» в России и Украине. Несмотря на кризис, российское подразделение Nestle планирует начать строительство второй очереди завода по производству кормов для домашних животных под торговой маркой Friskies. Новое производство влажных кормов начнет свою работу уже летом этого года.
Елена Петченкоbfm.rul