От Мышкина до Пушкина

От Мышкина до Пушкина

Каждый регион имеет свою золотую жилу. Мимо нее часто проходят, не замечая, а когда находят, долго не знают, как к ней подступиться. Для Ярославской области такая золотая жила -- туризм.

И это никакое не открытие: в администрации области развитие туризма -- одно из приоритетных направлений, на которое возлагают большие надежды. Ведь по области проходит знаменитый маршрут "Золотое кольцо России", один из главных магнитов для иностранцев наряду с Москвой и Санкт-Петербургом. Регион изобилует древними памятниками и достопримечательностями, а также легендами, до которых падки туристы.

Взять хотя бы легенду о появлении Ярославля, запечатленную на его гербе -- восстающий медведь с серебряной секирой. Согласно легенде, князь Ярослав Мудрый в 1010 году прогуливался на Стрелке (месте впадения Которосли в Волгу), встретил медведя и победил его в схватке. В честь этой победы и был заложен город Ярославль. Легенды, конечно, врут: на самом деле вооружен был не медведь, а Ярослав, мудро прихвативший с собой секиру на Стрелку. И вообще, по данным обладминистрации, это был никакой не медведь, а медведица. Но такие легенды привлекают туристов, и вот уже в местный кремль туристы спешат смотреть на медведицу Машу (в отличие от Москвы, в здешнем кремле сидит не начальство, а просто Маша).

Однако для того, чтобы туризм превратился в существенную отрасль экономики, требуются серьезные вложения в маркетинг и особенно в инфраструктуру. Это значит, что нужно строить хорошие дороги, реконструировать вокзалы и аэропорты, возводить гостиницы, рестораны, магазины, налаживать производство сувенирной продукции. Причем основные затраты -- на дороги, аэропорты и гостиницы -- могут исчисляться миллиардами долларов, но имеют при этом долгий срок окупаемости, поэтому силами одних частных инвесторов отрасль не поднимешь. Власти региона это понимают -- поэтому и добились от правительства международного статуса для аэропорта Туношна и вкладывают средства в его модернизацию, заканчивают строительство нового моста через Волгу стоимостью 3 млрд руб., заключили соглашение с правительством Москвы о строительстве сети гостиниц в городах области на сумму в $55 млн.

Но есть в той же Ярославской области пример создания туристической отрасли, причем градообразующего значения, при помощи одного лишь креатива. О небольшом городке Мышкине я услышал всего лет пять назад, когда он только набирал известность. А в прошлом году, по данным администрации Мышкина, в городок с 6-тысячным населением приехало 70 тыс. туристов.

А все оттого, что в Мышкине работает энергичная администрация, которая любит свой город и к тому же обладает деловой сметкой. Здесь нашли верную туристическую нишу -- классическая русская провинция с сохранившейся архитектурой и атмосферой, прекрасные среднерусские пейзажи на фоне реки Волги, город-музей и город музеев. Помимо знаменитых музеев мыши и "Русских валенок" (здесь издавна работала валяльная фабрика) в городе множество других музеев -- Музей водочника П. А. Смирнова (создатель столового вина #21 родился в Мышкинском уезде), Музей ремесел, Музей семейных коллекций, Музей кацкарей, Музей Учемского края и другие.

В Мышкине построили пристань, отремонтировали дороги, и теперь сюда ежегодно приходят сотни теплоходов и автобусов. Причем поражает динамика турпотока: десять лет назад приехало всего 6,5 тыс. туристов, но ежегодный прирост составляет от 50% до 100%.

Мышкинские маркетологи без устали обыгрывают название своего города, приплетая к делу всяких кошек-мышек, Микки-Мауса, компьютерные мыши и даже князя Мышкина -- на эти темы готовятся всевозможные литературные конкурсы и другие мероприятия. В программе развития туризма идут в ход проведение международных конференций по изучению мышей и крыс, выход на зарубежные клубы любителей грызунов, поиск побратимских связей и т. п. Здесь вспомнили, что 2008 год будет годом Крысы по восточному календарю, и объявили его Международным годом Мыши. Теперь здесь вовсю идет подготовка к международному фестивалю "Мышь-2008" с карнавалом, к проведению туристического форума, Мышкиной олимпиаде юмора, театральному и мультфестивалям.

Назначены ответственные за благоустройство, за строительство гостиниц, торговлю и общепит, дороги, транспорт и связь, за экскурсионное обслуживание и производство сувениров. Такое впечатление, что весь город работает в сфере туризма. Возможно, так и есть, по крайней мере школьники здесь проходят подготовку на экскурсоводов и готовы оказать услуги любому забредшему в город туристу.

Вот так на пустом месте жители маленького российского городка создали брэнд российского значения.

ВЛАДИМИР ГЕНДЛИН


Коммерсант ВЛАСТЬ