Помочь увидеть мир

Помочь увидеть мир

В Удмуртии создан и уже успешно действует международный экологический фонд «Велес». Его основная задача - содействие реализации мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития России на основе гармонии с окружающей природной средой. Руководитель фонда Светлана Лушникова недавно стала лауреатом престижной премии «Земля женщин». На суд компетентного жюри она представила проект «Зеленые друзья». Светлана создала программу по поддержке детей со слабым зрением. Происходит это посредством общения с «зелеными друзьями» - растениями, которые помогают ребятам познавать мир.

Светлана Лушникова решила реализовать свою программу в Якшур-Бодьинской школе-интернате для детей с ограниченной функцией зрения. Она предлагает на имеющихся площадях создать зимний сад - комнаты психологической разгрузки с фонтанчиками, поющими канарейками, аквариумными рыбками (сейчас там уже имеются морские свинки, хомячки), декоративными скульптурами в виде гномов, лягушек. Дети с начальной школы смогут получать здесь навыки ухода за животными и растениями.

Предполагается применять для реабилитации комплекты ароматерапии, включающие в себя электрические аромалампы, ионизатор воздуха, наборы целебных, парфюмерных масел. Ощутив на себе целебную силу ароматов природы, ученики узнают влияние запахов на организм человека.

В интернате имеется теплица. В летнее время там выращивается зелень - петрушка, укроп, огурцы, помидоры и лук. Если теплицу застеклить и подключить к отоплению, овощи можно выращивать круглогодично. Имеются договоренности о продаже зелени в соседнее кафе. Это позволило бы обучать детей навыкам рыночных отношений, и во взрослой жизни они чувствовали бы себя более уверенно, а возможно, завели бы свой небольшой бизнес.

Перед зданием интерната предполагается высадить яблоневый сад из ста деревьев (каждому ребенку - свое деревце).

Растительный мир обладает большими возможностями в психологической, энергетической, лечебной помощи человеку. Это крайне необходимо детям, воспринимающим окружающий мир лишь через слух, обоняние, осязание и вкус.

В обычной жизни о детях-инвалидах заботятся государство, родители, учителя, таким образом, зачастую формируется иждивенческое настроение, что во взрослой жизни приводит к многочисленным проблемам. А теперь у них появятся растительные существа, которые тоже требуют заботы и внимания. Растения оказываются слабее и беззащитнее самих детей-инвалидов. В учебный план на этот учебный год включено много мероприятий по трудотерапии.

Для полной реабилитации детей с ограниченной функцией зрения и адаптации в обществе недостаточно только гармонизировать пространство в интернате на период до совершеннолетия детей-инвалидов, не менее важно помочь им трудоустроиться во взрослой жизни. На сегодняшний день это огромная проблема. Но люди с ограниченной функцией зрения обладают превосходным обонянием, вкусовыми ощущениями, слухом и осязанием.

- А это значит, что ребенок, знакомый с садоводством, тепличным хозяйством, обученный ароматам и звукам природы, может заниматься ароматерапией, стать парфюмером, быть настройщиком музыкальных инструментов, работать в теплицах и зеленхозах. Обучившись зарабатывать своим трудом, реализовывать продукцию, т.е. изучив основы бизнеса, он имеет все шансы стать полноценным членом общества. Если нам удастся реализовать задуманное, мы будем счастливы, - говорит Светлана Владимировна и очень надеется на помощь не равнодушных к детям земляков.

Дмитрий ПИВОВАРОВ

Удмуртская правда