В Калмыкии отметили день суслика, как порой называют национальный монгольский праздник, который восемь веков назад ввел Чингисхан. Цаган Сар, или Белый месяц, означает начало весны.
К этому дню все готовятся заранее. В монастырях проходят очистительные ритуалы, в каждом доме пекут блины, а старейшины обязательно ищут сусликов. По народным поверьям, грызуны должны оградить от несчастий.
Репортаж корреспондента НТВ Максима Березина.
В большой праздник Цаган Сар в калмыцком храме не то, что яблоку упасть, обувь оставить негде. Напевая загадочные буддийские мантры, верующие приветствуют новую весну, которая в этот день приходит в степь.
Калмыцкий аналог русской масленицы Цаган Сар переводится как «белый месяц радости». И в праздничной Калмыкии с белым цветом связано буквально все: у входа в храм люди кланяются белому старцу, покровителю степи, и пожертвования для монахов собирают исключительно из белых продуктов, например, молока.
Геннадий Корнеев, этнограф: «Вообще белый цвет у всех монгольских народов символизируется с чистотой, непорочностью, святостью и, соответственно, радостью».
К празднику весны люди специально готовят национальный калмыцкий чай и выпечку. Полевую кухню развернули прямо во дворе храма в монгольской кибитке, приятном каждому калмыку напоминание о грозных временах Чингисхана.
Сегодня возносят молитвы небесной деве, некогда спасшей монголов и все человечество от потомков ужасного демона. Апокалипсис по-калмыцки обязан помнить каждый верующий.
Геннадий Корнеев: «По-монгольски ее называют тегызцокингыр, или в переводе на русский язык, „болеющая, пламенеющая за свой народ“, то есть небесная дева, дева неба».
Поход в родную степь — еще одна обязательная часть ритуала. Старик в национальном костюме высматривает главного предвестника калмыцкой весны и он, наконец, появляется.
«Вот появился первый суслик, вроде нормальный. Это предвещает раннюю весну и теплое лето», — говорит один из старейшин.
За поголовьем сусликов в Комитете природных ресурсов Калмыкии следят строго. Грызун может быть и вредный, но для населения — оберег от разных природных неприятностей.
Санал Кугультинов, председатель Комитета природных ресурсов Калмыкии: «Люди выезжают в степь, чтобы посмотреть, вышел ли суслик из норы. И у тружеников сразу легче на душе становится».
Убедившись, что с сусликами все в порядке, калмыки возвращаются домой. Согласно народной традиции, теперь праздник Цаган Сар можно считать состоявшимся.
Калмыки очень суеверно относятся к шуткам в адрес своего особо почитаемого грызуна. Суслик для них символизируют древнюю надежду на то, что весна в степи все-таки наступит.
А расставаться с таким пусть и гротескным предсказателем будущего никто не хочет. Ведь, как говорят в Калмыкии, до сих пор его прогнозы были безошибочны.
НТВ