Книга Жанны Ильиничны Резниковой, недавно вышедшая в Кембридже, — это попытка нового взгляда на интеллект животных, и не только человекообразных обезьян, дельфинов и попугаев, но и таких, казалось бы, не слишком развитых в умственном отношении существ, как пчелы и муравьи. Не подумайте, что автор приписывает насекомым наличие сознания, аналогичного тому, что есть у человека (и в менее развитой форме — у других высших позвоночных). Нет, он просто обращает внимание на то, что жизнь любого животного — от крошечного муравья до огромного кита — наполнена непрерывным потоком принимаемых решений: отправляться на поиски пищи или подождать, съесть найденную добычу или выплюнуть, драться или скрыться, выбрать этого партнера для создания семейной пары или предпочесть другого... Конечно, огромная доля поведенческих реакций (а по ним мы и судим о принятых решениях) зиждется на врожденных стереотипах. Но поведение животных никогда не было бы столь успешным (в смысле обеспечения собственного выживания и оставления потомства), если бы не было гибким, если бы было лишено способности обучаться и приобретать новый опыт. «Интеллект» в широком смысле слова — это и есть то, что позволяет «довести» генетически заложенную программу поведения до требований реальной среды, то, что позволяет животному выжить в новых, порой неожиданных ситуациях.
Выход книги российского ученого за рубежом — событие, скажем прямо, не частое. Тем более можно порадоваться за нашу соотечественницу — Жанну Ильиничну Резникову, — чью книгу «Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition» («Интеллект животных: от индивидуума до социума») выпустило недавно в свет издательство Cambridge University Press, одно из старейших и престижнейших научных издательств, известное весьма строгим отбором публикуемого. Надо также подчеркнуть, что данная книга — не есть перевод с русского какого-то уже существовавшего ранее текста. Это — совершенно новая работа, написанная автором по предложению издательства сразу на английском языке.
Обладая внутренней когнитивной картой пространства, Каштанка точно знает, что в соседней комнате за диваном лежит пыльная куриная лапка. Рис. П. Рябко из книги «Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition»
Впрочем, некоторые аспекты развиваемого в ней подхода уже находили свое отражение в российских публикациях Ж. И. Резниковой, в частности в книге «Интеллект и язык животных и человека: Основы когнитивной этологии», рекомендованной Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям «Физиология» и «Психология». Однако кембриджская книга существенно отличается от упомянутого русского издания как по форме, так и по содержанию. Она рассчитана на несколько более профессионально подготовленного читателя, в ней приводится новая классификация форм обучения у животных и обсуждается самая последняя литература (обширнейший список литературы включает более 1400 названий!).
При этом книга вовсе не перегружена ссылками и пересказом прочитанного. Она написана очень хорошим, живым (английским!) языком, полна юмора и проиллюстрирована не только множеством строгих научных фотографий, но и шуточными рисунками художницы Полины Рябко. Часть этих рисунков уже известна нашим читателям, так как воспроизводилась ранее в других работах Ж. И. Резниковой, опубликованных на русском языке.
Еще в 1920-е годы К. фон Фриш открыл символический язык танца пчел, с помощью которого пчела-разведчица сообщает пчелам-сборщицам, где находится пища, вода или место, пригодное для нового роя. После полувековых дебатов это открытие было удостоено в 1973 г. Нобелевской премии. Но окончательную точку в дискуссии поставил датский ученый А. Михельсен, создавший в 1990-е годы пчелу-робота, которая могла передавать живым пчелам в улье информацию о том, куда лететь за нектаром. И они летели! © Axel Michelsen. Из книги «Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition»
Предисловие к обсуждаемой книге, написанное известным британским приматологом (специалистом по обезьянам) Уильямом Макгрю (William McGrew), озаглавлено симптоматично: «Взгляд на интеллект животных с точки зрения муравья». Жанна Ильинична действительно мирмеколог — специалист по муравьям, долгое время экспериментально изучавшая их поведение и доказавшая (в содружестве со специалистом по теории информации Б. Я. Рябко), что муравьи могут передавать своим сородичам весьма подробную информацию о месте нахождения приманки. Эти старые работы Ж. И. Резниковой порой критиковались коллегами (автор этой заметки помнит, как, будучи ответственным секретарем «Журнала общей биологии», в который направила свою статью Жанна Ильинична, также отчаянно спорил с ней касательно интерпретации некоторых опытов), но факт остается фактом — муравьи не только передают друг другу важнейшую информацию о месте нахождения пищи, но и способны обучаться поиску и коммуникации, проявляя при этом разную степень таланта. Некоторые работы зарубежных коллег, опубликованные совсем недавно, фактически подтверждают выводы Резниковой. Так, само за себя говорит название одной статьи, появившейся в 2006 году в журнале Nature: «Обучение (может, даже правильнее перевести «преподавание». — А. Г.) у муравьев, бегающих тандемом» (Franks N.R., Richardson T. 2006. Teaching in tandem-running ants // Nature. V. 439. P. 153).
Однако книга Резниковой не только о муравьях и их близких родственниках — пчелах. Она прежде всего — об общих свойствах интеллекта животных. Дело в том, что в распоряжении исследователей сейчас есть уже много примеров того, как разные виды животных порой демонстрируют удивительные возможности «разумного» поведения, но только в пределах какой-то узкой области.
Например, сойки и белки способны запомнить расположение тысяч тайников, в которых они спрятали пищу, но из этого не следует, что они смогут быстро найти выход из сложного лабиринта. А вот крыса с такой задачей справляется куда успешнее не только белки, но и человека. Но если надо индивидуально распознать и запомнить более сотни своих сородичей, то крыса на это не способна, в отличие от приматов (в том числе человека) и слонов.
Новокаледонские галки оказались, как это недавно выяснилось, «гениями» орудийной деятельности: для того чтобы добраться до лакомой пищи, могут быстро преобразовывать самые разные предметы, превосходя в этом деле столь признанных умельцев, как шимпанзе.
Некоторые виды муравьев способны решать весьма сложные, доступные немногим животных, задачи, но только в тех ситуациях, когда надо запомнить и передать сородичам информацию о богатом источнике пищи. В других обстоятельствах интеллектуальные возможности насекомых оказываются весьма скромными.
Позиция Ж. И. Резниковой (и это справедливо замечает в своем предисловии и Макгрю) отличается от таковой многих западных исследователей интеллекта животных тем, что она находится как бы «над схваткой» европейской и американской школ. Это позволяет ей формулировать свой подход, оказавшийся взвешенным и плодотворным. Кроме того, Резникова широко привлекает результаты, полученные российскими учеными и, конечно, ей самой. Хотя в России положение зоопсихологии, и вообще работ в области изучения высшей нервной деятельности, всегда было нелегким, а в 1950-е годы, после так называемой «павловской» разгромной сессии (сам-то И. П. Павлов умер в 1936 году и к этому отношения не имел), казалось совсем невыносимым, тем не менее отдельные интереснейшие работы выполнялись как в 1930-е годы, так и после войны.
Особое место среди них занимают исследования Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс, которым много внимания в своей книге уделяет и Ж. И. Резникова. В 1914–1916 гг. Ладыгина-Котс подробно, с использованием экспериментальных методов, изучила поведение молодого шимпанзе Иони, который жил у них в семье, а позднее, используя те же подходы, изучала поведение своего маленького сына — Руди. Ее монография «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях», изданная в Москве Дарвиновским музеем в 1935 году, недавно была опубликована на английском языке как классическая работа в области зоопсихологии (Ladygina-Kohts, 2002).
Кажется неслучайным то, что обсуждаемая здесь книга Ж. И. Резниковой выходит на Западе вскоре после публикации книги Н. Н. Ладыгиной-Котс. Хочется видеть в этом преемственность традиций и воздание должного российским ученым-подвижникам.
Жанна Ильинична Резникова (из личного архива Ж. И. Резниковой, воспроизводится на «Элементах» с ее любезного разрешения)
Возникает естественный вопрос: когда и где то, что изложено Жанной Ильиничной в книге на английском, можно будет прочитать на русском? Видимо, остается только просить автора об авторизированном переводе. А пока же кембриджскую книжку можно купить через интернет, заказав непосредственно на сайте издательства или через «Amazon.com».
Кроме того, в течение некоторого времени (какого — никто не знает !) лекторы соответствующих курсов могут попросить издательство прислать им бесплатно экземпляр книжки (request inspection copy). Для этого нужно заполнить специальную анкету на сайте издательства (см.: Inspection Copy).
В заключение несколько слов об авторе. Жанна Ильинична Резникова — доктор биологических наук (МГУ, 1990), профессор, заведующая кафедрой сравнительной психологии Новосибирского государственного университета, ведущий научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН (Новосибирск). Она — автор 150 статей и нескольких книг, среди которых уже упоминавшаяся: «Интеллект и язык животных и человека: основы когнитивной этологии», а также учебник (в соавторстве с З. А. Зориной и И. И. Полетаевой) «Основы этологии и генетики поведения» // М.: «Высшая школа», 2002 г.
Элементы