Бурундукам дорогу!

Они всегда находятся где-то рядом. Они незаметны, и безопасны на вид. Встреча с ними не предвещает беды, а, главное, ВНИМАНИЕ: ДЕТИ ИХ ЛЮБЯТ! Это прямая дорога в ад. К потере нашего будущего. И этой планете осталось немного. Скоро она окажется под гнетом бурундуков.

Собственно, она уже почти под их гнетом. Славу Богу, бурундуков не настоящих, а мультяшно-музыкальных, но очень симпатичных, бесцеремонных и весьма напористых. С тех пор, как в далеком 58-м году по радио прозвучала «рождественская песня бурундуков», стало ясно, что олени, Санта и эльфы больше не монопольные владельцы душ послушных детей и не законодатели мод новогодних праздников. Триумф бурундуков был предопределен.

С тех пор продали 43 миллиона копий аудиоальбомов, получили несколько премий «Грэмми», поставили анимационный телесериал, выпустили популярное субботнее шоу, а декламация с помощью порции азота стала самой убойной шуткой на мировой эстраде (после выяснения вопроса, кто же находится на базе). Но этого всего бурундукам оказалось явно мало: они замахнулись еще и на полнометражный фильм. И это им удалось - с помощью «отца» полнометражного кота Гарфилда режиссера Тимма Хилла.

Сценарий возвращает нас к истокам будущего триумфа. Итак, неудачливый композитор-песенник Дэйв, безуспешно пытается найти свое место в мире профессиональной музыки. Не спасает ничто: ни талант, ни обаяние, ни даже связи в шоу-бизнесе в лице однокашника Яна, исполнительного директора звукозаписывающей студии «Джетрекордз». Дела Дэйва идут так плохо, что его покидает девушка, усомнившись в серьезности намерений музыканта-любителя. Вот тут и выясняется, что мало сочинить песню. Мало даже ее спеть. Ее надо исполнить дурными писклявыми голосами, желательно нечеловеческими. Еще лучше конкретно бурундучьими.

Тут, как на счастье, волею обстоятельств, Дэйву подворачивается трио лесных бурундучков детского возраста – Элвин, Саймон и Теодор. И все складывается вроде бы удачно: моментальный успех, многочисленные записи, на горизонте - мировое турне… Но мир шоу-бизнеса так коварен. И так беспощаден к детям. Особенно, если те сироты, и у них нет настоящей семьи…

Перед нами классическая рождественская история: семейные ценности, деликатный юмор, рождественские песенки. Собственно рождение одной из песенок и есть сюжет фильма. Но режиссер картины Тим Хилл демонстрирует ту же проблему, что сопровождала его и в предыдущем хите - фильме «Гарфилд»: не проработанность сюжета, поверхностность характеров, отсутствие настоящей драматургии.

К сожалению, почти ничто в фильме не говорит о 70-миллионном бюджете. Несмотря на то, что центром повествования являются злоключения бурундучат в крупной звукозаписывающей фирме «Джетрекордс», гламурного блеска шоу-бизнеса зритель не увидит. К сожалению, все, что связано с песенной карьерой трио бурундуков, показано очень схематично, скорее обозначено и не используется на полную катушку. Только песенки задорные.

В тени оказалась даже блестящая работа аниматоров, которая ничем не уступает, например, номинанту на «Оскар» «Рататую». Ничем, кроме масштаба, и, увы, эта работа не подкреплена таким же сильным сюжетом.

Мультфильм нельзя назвать скучным. Явно проигрывая в драматургии, Хилл берет другим: он демонстрирует искусство настоящего мастера ситкома. И пусть фильм не складывается в какую-то захватывающую историю, отдельные его сцены смотрятся очень живо и по-настоящему смешно. Чего только стоит шутка, когда Элвин, вдохнув азота из воздушного шарика, начинает говорить глубоким бархатным баритоном.

В общем, ситуация почти зеркально повторяет историю с «Би-муви», где дорогая начинка, так и не оформилась в достойный продукт. Все по отдельности вроде замечательно, а вместе… И все же я не спешил бы оценивать «Элвина и бурундуков» как нечто пустое и бессмысленное.

Фильм явно спасает отсутствие пафоса, с которым выходила на экраны история о пчеле. Немудреные приключения трех бурундучат не претендуют на вселенские истины. И пусть реплики главных героев порой обескураживают своей простотой, пусть они слишком часто повторяют слова «карьера», «работа» и «все в порядке», есть вещи в фильме Тимма Хилла, на которые стоит обратить внимание.

В любой шутке доля шутки невелика, остальное все очень серьезно. Так что уместно поговорить о серьезном и нам. Мы привыкли превозносить нашу анимацию, Татарского и Норштейна, говорить о сокровищах духа, которые несут нашим счастливым деткам, мегадуховные Чебурашка и кот Леопольд. Мы привыкли относиться к голливудским мультикам свысока: «бездуховная жвачка». А так ли уж мы правы?

Если бы у американцев были пресловутые «деймоны», эдакое «альтер-эго» в зверином воплощении, они, несомненно, были бы бурундуками. Этот небольшой лесной грызун вовсе не случайно стал героем мультиков: именно бурундук как нельзя лучше отражает англо-саксонский элемент в характере американской нации.

Парни с рабочих окраин Детройта и Бостона, Кентукки и Миннесоты – то, что политики так любят называть «простой народ», - это и есть те самые бурундуки… Эти неприхотливые, хитроватые лесные жители не просто были нарисованные художниками студии «Дисней» на бортах «Летающих Крепостей», направляющихся бомбить завод Крупа и Порше в 44-м году. Они, эти самые бурундуки, и управляли тяжелыми B-17, сидели внутри десантных барж в Нормандии и собирали тысячными сериями транспортные суда «Либерти».

Так что не стоит смотреть на эту голливудскую продукцию так уже свысока. «Их» мультипликация - это их мультипликация, и чтобы ее понять, надо быть немного американцем. У каждого народа есть, чем гордится. Есть и чего стыдится. И у каждого есть что-то сокровенное, сидящее где-то глубоко в душе. Но ни один народ не заслужил звания тупого и недалекого. Американский в том числе.

Поэтому, сдается мне, что перед нами мультик об американском характере. В «Элвине и бурундуках» обязательная для рождественской сказки «нравоучительная начинка», буквально подкрадывается к зрителю. Пустоватая в прологе история с несколько угловатым сюжетом и схематичными характерами во второй половине фильма, начинает обретать плоть и кровь, причем делает это крайне вкрадчиво и почти незаметно.

Рассказ о невероятных поющих зверушек, главной сутью которого является: «песню можно пропищать», - вдруг превратился в рассказ о беспощадной эксплуатации детского труда, о халтуре в шоу-бизнесе (в мультике даже поднята тема фонограмм) и о сакральном смысле слова «люблю». Мы любим не тех, кто нас забавляет. А тех, о ком заботимся.

Может быть, этого всего вы и не найдете в мультфильме. Может, этого там и нет. Не знаю. Но попробовать стоит, верно? Поэтому, до встречи в кино.

МедиаПорт